Бонус от республики. Башкортостан формирует условия для привлечения серьезных инвесторов30.11.2011
Бонус от республики. Башкортостан формирует условия для привлечения серьезных инвесторовПрезидент Башкортостана Рустэм Хамитов в интервью журналистам "РГ" оценил экономический потенциал региона и назвал перспективные точки роста республики.
Российская газета: Рустэм Закиевич, что можно сегодня сказать об экономическом "пульсе" Башкортостана?
Рустэм Хамитов: Я только что получил данные по экономике республики за январь - октябрь 2011 года. Индекс промышленного производства составил 109,6 процента, при этом по всем видам и отраслям промышленного производства объемы растут. В строительстве это 109 процентов, в сельском хозяйстве - 140, оборот торговли - 105 процентов. Сократилось количество безработных. Эти цифры свидетельствуют о хорошем самочувствии республики и ее динамичном развитии, практически все показатели выше среднероссийских.
В то же время мы понимаем необходимость еще большей динамики. Это связано с необходимостью создания рабочих мест, увеличением темпов роста зарплаты.
Кроме того, нам нужны новые доходы, новые налоги. Мы недостаточно профинансированы с точки зрения строительства инфраструктурных объектов: дорог, школ, больниц, детских садов. Сегодня почти четверть налогов республика получает от нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. И мы не имеем права ориентироваться только на одну отрасль. Нужна диверсификация, необходимы новые предприятия в горнодобывающей промышленности, в машиностроительном и лесном комплексе и так далее.
Для того чтобы выйти на желаемый объем бюджета порядка 150 миллиардов рублей, нам требуются дополнительные налоговые поступления - не меньше 30 миллиардов. И решить эту задачу можно, привлекая на территорию республики крупные и сверхкрупные производства.
Сегодня у нас есть список возможных вариантов размещения подобных предприятий на территории республики, он включает в себя 20-25 новых объектов.
РГ: Назовите, пожалуйста, эти производства.
Хамитов: Начну, наверное, с сельского хозяйства, тем более что 40 процентов населения республики живет на селе. Здесь самая большая безработица, но при этом и самый недоиспользованный потенциал тоже принадлежит селу. Очевидно, что прорывы нужны именно в агропромышленном комплексе.Только крупное товарное производство может изменить ситуацию в этом секторе.
И сегодня мы обязаны научиться перерабатывать продукцию и создавать соответствующие предприятия.
Один из серьезных проектов связан со строительством крупных животноводческих комплексов республики с производством до 70 тысяч тонн свинины в год и мяса птицы до 30-40 тысяч тонн в год. Планируется вложить в него от 12 до 14 миллиардов рублей.
Другое направление - переработка зерна и изготовление из него конечной продукции: не только круп и кормов для животноводства, но и других продуктов, таких как крахмал, глютен, сахар, сироп, биополимеры. Сегодня огромный дефицит в биополимерах испытывает вся химическая промышленность мира, спрос удовлетворен только на 15-20 процентов. Планируем построить в республике предприятие, которое получало бы такие полимеры, и тем самым "связать" избытки зерна, которые у нас есть. Этот проект оценивается в 14 миллиардов рублей в первой очереди и около 10 - во второй. Его строительство планируем начать через несколько месяцев и завершить в 2013-2014 году.
Кроме того, мы будем вести большую работу по производству молока. В республике существует, пока в виде ТЭО, проект, согласно которому мы за 5-7 лет должны отремонтировать и ввести в строй 500 ферм. Это создаст около 50-70 тысяч дополнительных рабочих мест и позволит выйти на производство молока в 2,5-2,7 миллиона тонн в год. Таким образом, республика выйдет в лидеры молочного производства России, и ее позиции будут непоколебимы.
Идет борьба не за инвестции, идет борьба за будущее и отдельных регионов, и России в целом
Животноводство исконно башкирская отрасль, и мы нисколько не собираемся уменьшать поголовье крупного рогатого скота. Сегодня готовим новый проект, призванный помочь личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) в приобретении высокопроизводительных пород коров. Республика возьмет на себя субсидирование 70-80 процентов стоимости одного такого животного для ЛПХ. А в конечном итоге вырастет сдача молока. Одновременно по такой же схеме будем предлагать и бычков производительных пород.
Планируем на следующий год выделить на эти цели порядка 200-250 миллионов рублей, что позволит приобрести до 5 тысяч голов КРС и передать их в личные подсобные хозяйства. Это совершенно новый проект, наше ноу-хау и желание помочь развитию ЛПХ.
В машиностроительном комплексе нам важно закрепить позиции Уфимского моторостроительного производственного объединения, Кумертауского авиационного предприятия и открыть еще ряд новых производств в Стерлитамаке, Салавате, Уфе. Мы сейчас направили свои усилия на создание в Уфе центра машиностроения, в котором будут сконцентрированы современные наработки ученых республики. По заказам машиностроительных предприятий не только РФ, но и всего мира здесь будут изготавливаться самые сложные детали.
На подходе реализация проекта "РусГидро" и французской компании "Альстом" по производству энергетического оборудования для гидроэлектростанций. Сейчас идет выполнение всех формальных процедур: регистрация предприятия, открытие счетов, отвод земель, проектирование. Это сложный и долгий процесс, но мы уверены, что уже весной 2012 года приступим к строительству.
Еще одна крупная тема - лесопереработка. Построим, например, большой лесоперерабатывающий комплекс в Баймакском районе. В его состав войдут завод ориентированно-стружечных плит (ОСП), предприятия по выпуску стандартных строительных деталей и топливных гранул на основе отходов основного производства. Это достаточно крупный проект, объем инвестиций составит 14 миллиардов рублей и с объемом предполагаемого производства в 7 миллиардов рублей в год. Будут созданы небольшие домостроительные комбинаты, специализирующиеся на производстве каркасных домов, бумаги, ОСП.
Суммарно объем инвестиций составит 150 миллиардов рублей.
РГ: В чем конкурентные преимущества Башкортостана в борьбе за инвестора?
Хамитов: Идет борьба не за инвестиции, идет борьба за будущее - и отдельных регионов, и России в целом. Исходя из глобальности стоящей задачи, к ее решению стараемся подходить соответствующим образом. И очень хорошо, что республика изначально имеет ряд преимуществ: это географическое положение, наличие природных ресурсов, имеющийся опыт развития, скажем так, промышленного производства. У нас высокая квалификация рабочих кадров, значительная доля молодежи, а это тоже конкурентное преимущество. Поэтому наши стартовые позиции сильны.
Думаю, что мы еще не до конца используем свои преимущества. Республика находится в центре обширной территории с населением примерно в 25 миллионов человек, то есть 1/6 населения России. Это большой рынок, и надо учиться на нем работать.
РГ: Не секрет, что инвесторов нередко отпугивают сложности при общении с чиновниками, с представителями местной власти. Есть ли такая проблема в республике и как ее решать?
Хамитов: Это действительно очень сложный вопрос, один из краеугольных, и, не решив его, мы не сможем двигаться вперед. В России картина меняется от региона к региону: где-то инвесторам просто невозможно работать, а где-то они это делают с удовольствием. Мы хотим примкнуть к рядам последних- тех регионов, где всем инвесторам комфортно. Сделать это непросто. Мы являемся составной частью РФ, и все "болячки" страны переносятся и на нас. Они известны: забюрократизированность, коррупция, незаинтересованность чиновников и контрольно-надзорных служб в конечном результате своей работы. Но моя задача как раз сопротивляться этому и поставить барьер механическому переносу этих недостатков в регион.
Может быть, отчасти это связано с менталитетом бюрократов, но в конечном итоге это все-таки недопонимание того, как будет развиваться современное производство. А ведь от благополучия региона зависит и материальное благополучие чиновников - будет больше налогов, доходов, в конце концов будет выше и их зарплата. Но в реальности этой связи сегодня чиновник не понимает и не ощущает. И порой действует как инопланетянин, которому все равно, будет инвестор или нет.
Переломить эти недостатки системы сложно, порой невозможно. Сегодня руководители регионов не имеют возможности влиять на формирование кадрового состава контрольно-надзорных федеральных органов и контролировать их работу. Мы видим только со стороны, как по вертикали федеральный центр - регион перемещаются люди, деньги, ресурсы, административные в том числе.
У нас есть примеры, когда республиканская или городская земля переходит в федеральный статус, при этом мы планировали размещение там предприятий, реализацию разного рода проектов. Вообще перевод земель из категории в категорию - это нечто, требующее колоссальных усилий. И я только рад тому, что в процессе совершенствования законодательства будет, видимо, меняться ситуация и в этом невероятно сложном вопросе.
Субъект России должен иметь значительно больше полномочий, в том числе и для оперативного снятия административных барьеров. Сегодня введены должности инвестиционных комиссаров в округах, это помощники, но они далеко. Не каждый день можно будет к нему обращаться, ведь у него десятки субъектов Российской Федерации. А здесь нужна каждодневная, ежечасная работа.
РГ: Именно поэтому вы выступили инициатором расширения полномочий регионов?
Хамитов: Безусловно, я ведь имею значительный опыт работы и в федеральных структурах, и на уровне субъекта Федерации. И мне понятно, что полномочия субъектов искусственно занижены. И если на каком-то историческом этапе это было оправдано, то сегодня является существенным тормозом в развитии экономики страны и регионов. Я эту позицию сверяю с коллегами-губернаторами, которые также пришли в субъекты из федеральной власти, и могу сказать, что мы абсолютно точно понимаем друг друга и синхронно действуем, доводя эти мысли до руководителей государства. Сегодня порою сверхцентрализация доходит до абсурда. Мы не можем ремонтировать дороги в сельских населенных пунктах - власть на местах не имеет денег. Но что это за власть без денег, без ресурсов, без возможностей? Это фикция власти.
Реально не подкрепив деньгами и соответствующими полномочиями нижний уровень власти, муниципальных и сельских поселений, мы дальше продвинуться не сможем. Такая система управления не может быть эффективной, полезной для людей, и она коррупциогенная.
РГ: В конце прошлого года перед главами муниципальных образований вы поставили задачу составить карту инвестиционной привлекательности территорий республики. Насколько успешно она решается?
Хамитов: Вы знаете, движение началось. Я реалист и понимаю, что за год-полтора невозможно изменить ситуацию полным образом, но начать движение в нужном направлении можно.
Главы городов и районов впервые озадачились попыткой системного подхода в решении проблем своего региона, поиском новых источников доходов. Властные структуры становятся более открытыми для диалога с обществом. Сегодня нет ограничения для привлечения инвесторов из соседних территорий - инвесторов, которые имеют другой взгляд на развитие событий, инвесторов, представляющих другие общественные организации.
И когда я приезжаю в район, каждый глава мне докладывает, какие инвесторы приходят, какие собираются открывать производства, по каким направлениям ведутся работы. При этом у меня только один вопрос: как скоро ты начнешь стройку или выпуск продукции? Никогда не спрашиваю ни вероисповедание инвестора, ни его географическое положение, ни его видения ситуации в республике. И уверен, что скоро, в ближайшие год-полтора, мы получим в муниципалитетах совершенно другую картину с точки зрения инвестиционного развития.
РГ: Рустэм Закиевич, в своем блоге Вы поделились впечатлениями о посещении Калужской области, где производительность на одного рабочего составляет 20-30 миллионов рублей в год. Возможно ли что-то подобное у нас?
Хамитов: Те современные производства, которые будут строиться в республике, рассчитаны на экономические показатели, аналогичные калужским. Современное производство, где выработка на одного рабочего составляет менее миллиона долларов в год, считается уже неэффективным. И не стоит даже строить такого рода промышленные объекты.
В развитых странах количество работников на предприятиях в разы меньше, чем у нас. На некоторых наших предприятиях работают три тысячи человек, на аналогичных во Франции работает 300. И, соответственно, там при точном таком же объеме выпускаемой продукции заработная плата на порядок выше.
Современная экономика исключает большое количество рабочих при внедрении передовых технологий. Исходя из этого, появляются две задачи: создавать новые рабочие места и переучивать людей на новые специальности, перемещать их в другие отрасли – такие, как сфера развлечений, отдыха, бытового обслуживания. Тем более что сегодня наши города по своей структуре во многом являются «наследием» прошлых лет, когда есть производство, есть трамвай или автобус, который возит людей из дома на предприятие – и все.
В той же Уфе, например, стараюсь подталкивать руководство города к тому, чтобы развивать сферу досуга, делать ее более масштабной. Это касается зон отдыха, парков, спортивных сооружений, аквапарков, торговых комплексов. Здесь большой потенциал по трудоустройству. Что, кстати, продемонстрировали недавно открывшиеся гипермаркеты, в работе которых сейчас задействованы тысячи человек.
Одним словом, практика показывает, что в регионах можно добиваться резкого роста производительности труда. Но движение по пути индустриализации, реформ всегда вызывает социальное напряжение, и это нельзя не учитывать. В реальности это довольно жесткий процесс.
Справка "РГ"
Башкортостан входит в десятку регионов, которые формируют три четверти налоговых поступлений федерального бюджета.
По состоянию на 1 октября 2011 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 100,3 млрд руб., или 111,8% к уровню 2010 года. В том числе налоговые и неналоговые доходы составили 78,9 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,1%. Основными источниками доходов являются: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций (по 29,3% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), акцизы (12,7%), налоги на имущество (9,8%). Поступления налога на прибыль организаций по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличились на 21,5%.
Альфред Аглетдинов, Владимир Леонтьев
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5645 (269)


Вернуться назад